Previous Entry Share
«Двуглавая» модель в Липецкой области
ivan_ii

Губернатор Олег Королев вышел в региональный парламент с инициативой об отмене прямых выборов мэра.

Доукрепление вертикали
На минувшей неделе губернатор Олег Королев вышел в региональный парламент с инициативой об отмене прямых выборов мэра и введении в Липецкой области института сити-менеджмента. Во вторник, 9 декабря, комитет облсовета по государственному устройству рассмотрит изменения в соответствующий закон. Затем губернаторские поправки будут вынесены на утверждение ближайшей сессии, которая запланирована на 18 декабря. Таким образом, процедура может быть завершена до конца года.

В муниципальных районах предлагается установить единственный способ формирования райсоветов — из глав поселений, входящих в состав района. Кроме того, изменения касаются отмены выборов мэров Липецка и Ельца, а также введения смешанной системы избрания депутатов городских представительных органов власти.

К примеру, в Липецке за голоса избирателей будут сражаться не только одномандатники, но и политические партии. В новом составе липецкой думы предполагается увеличение числа народных избранников с 36 до 48. 12 из них будет избираться от партий, 36 — останутся одномандатниками. Число округов увеличится на один.

«Главное преимущество смешанной системы — это доступность участия в выборном процессе для небольших партий, и, как следствие, улучшение общей демократической атмосферы. Новая система в полном объеме покажет реальную политическую ситуацию в регионе. У простого горожанина появится больше путей и возможностей общения с властью, которые дадут, в том числе, и партийные механизмы», — считает председатель горсовета Игорь Тиньков.

В исполнительной власти предполагается введение «двуглавой» модели управления. Липецкий градоначальник будет избираться из рядов депутатского корпуса горсовета и совмещать должность председателя муниципального законодательного органа, а управлять администрацией города, нести административно-хозяйственные функции станет сити-менеджер, избираемый узкой группой профессионалов по конкурсу на срок от двух до пяти лет. Состав конкурсной комиссии на 50% предлагается местным парламентом, на 50% — губернатором. Подать заявку может любой гражданин, который подходит по формальным признакам. Нанятый управленец должен ежегодно отчитываться перед депутатами и доказывать свою эффективность.

«За» и «против»
Законодательство региона будет меняться в рамках проводимой в стране муниципальной реформы, которая в идеале должна обеспечить хорошее социальное самочувствие населения и нормально функционирующее местное самоуправление. Разработка новой системы МСУ (местного самоуправления) началась сразу после послания главы государства Федеральному собранию в декабре 2013 года. Президент Владимир Путин тогда заявил об актуальности реформы местного самоуправления, о «необходимости создания сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах». Федеральный центр предоставил субъектам РФ право выбирать — будут в регионе всенародные выборы местных органов власти или нет.

Главным достоинством нововведения специалисты называют то, что оно предоставит несоизмеримо большие возможности для замены неэффективных руководителей — глав администрации. Мол, выборы создают серьезные риски прихода к управлению городским хозяйством непрофессиональных кадров, главой города может стать совершенно случайный человек-популист. Сити-менеджер, нанимаемый на работу по трудовому договору, за неудовлетворительное выполнение своих обязанностей может быть уволен в соответствии с Трудовым кодексом РФ, чего нельзя сделать с избранными, но непродуктивно работающими мэрами.

Также сторонники новшества называют плюсом ожидаемый в муниципалитетах сдвиг от якобы чрезмерной и ненужной заполитизированности в сторону хозяйства. Дескать, идеология и политика важны на региональном и федеральном уровне, а для местного самоуправления эти вопросы лишние. Упрощая, «вывоз мусора и ремонт дорог должны быть вне политики». В числе положительных доводов приводится аргумент о «доукреплении вертикали власти». Законопроект даст страховку от конфликта властных элит — региональных в лице губернатора и городских, представленных в липецком горсовете, которые теперь смогут договариваться в вопросе о назначении главы муниципалитета.

Противники парируют тем, что учитывая финансовую зависимость муниципалитетов от регионов, проведение конкурса может проходить по принципу «чей хлеб я ем, того песню я и пою», что приведет к излишней централизации региональной власти.

Они требуют оставить народу право выбора, ибо тогда у избирателей появляется чувство сопричастности к формированию органов власти. Раз людям доверено избирать президента и губернаторов на прямых выборах, то почему считается, что они не смогут избрать себе мэра?

Ещё довод. Выборная власть персонифицирована, и жители четко представляют, кто главный человек в городе, и кто будет в ответе за неудачи и просчеты. В модели двоевластия ответственность размывается, и руководителям выгодно свалить вину друг на друга.

«Двуглавая» модель
Право выбора формы управления закон давал и раньше, только с рядом других особенностей. В 2006 году сити-менеджеры появились в примерно 4 тысячах городов. В 2011 — уже больше трети из 25 тысяч муниципалитетов находились под властью управленцев. Прямые выборы мэров сейчас остались только в 15 региональных столицах. Впрочем, далеко не везде опыт по найму оказался успешным.

В мае 2014 года ряд разочарованных депутатов Госдумы внесли законопроект, предлагающий отменить институт найма по контракту сити-менеджеров, который способствует «отстранению населения от самоуправления» и «порождает коррупцию».

Однако коллеги по Госдуме с таким заключением не согласились. Как отметил автор законопроекта о реформе МСУ Вячеслав Тимченко, «среди напрямую избранных глав администраций не меньше безответственных людей, чем среди тех, кто назначен по контракту», к тому же нынешняя система «создает базу для того, чтобы в управление нашим муниципальным хозяйством приходили именно профессионалы».

Маховик реформы был запущен.

Если грядущие изменения, касающиеся смешанной системы, были вполне ожидаемыми и анонсировались ещё несколько недель назад Липецким региональным отделением «Единой России», то отмена выборов глав муниципалитетов стала сюрпризом. Тем не менее, Олег Королев свой выбор сделал. Теперь слово за депутатами областного и городского советов.

«Пока официального документа у нас еще нет, поэтому могу только собственное мнение высказать, — прокомментировал возможное нововведение председатель Липецкого городского Совета Игорь Тиньков. — Наверное, если есть желание у федерального центра, мы, естественно, должны к нему прислушиваться, чтобы все наши регионы пошли по пути профессиональных управленцев. Свое личное мнение я высказывал: мне ближе всенародное избрание мэра города».

Спикер уточнил, что, если его коллеги из областного парламента примут поправки, то городские законодатели, естественно, им подчинятся. В этом случае политическая конфигурация будет окончательно дорисована в течение двух лет.

Депутаты Липецкого горсовета будут избираться по смешанной системе в сентябре будущего года. Осенью-2016 закончится срок полномочий у мэра Михаила Гулевского. Депутатский корпус образца-2015 изберет на должность градоначальника спикера парламента и примет участие на паритетных началах с представителями губернатора в назначении главы администрации или сити-менеджера.

Настораживают только пословицы: «лиха беда начало» и «первый блин всегда комом». Уж больно часто они сбываются. Вместе с тем «где есть воля, там есть и путь», а про «лучше ужасный конец, чем ужас без конца» лучше не думать, ибо «кто доволен, тот счастлив».
По материалам most.tv


  • 1
Поздравляю с днем рождения:)

  • 1
?

Log in